Когда я держала в руках зуб мамонта, похожий на тяжёлый слоистый камень, я постаралась этот момент прочувствовать. Ведь этот предмет преодолел не одно тысячелетие, был погребён в пластах времени, а когда-то являлся частью дикого, совсем другого мира.
Но, видно, недостаток воображения помешал подкоситься ногам. Не то чтобы я думала: "ну зуб, ну мамонта", а просто не ожидала, что это будет так прозаично, так буднично. Но чувства мои были совсем иными, когда мне показали... гору мамонтовых зубов, штабеля огромных, похожих на куски стволов деревьев, костей безвозвратно вымерших животных.
Кто может сравниться с Матильдой моей?
Подержать зуб мне дали в краеведческом музее. Сказали, что могу не опасаться, - он соответствующим образом обработан и не таит в себе опасности какой-нибудь заразы. Вообще, зубов мамонтов в нашем музее не то чтобы не считают, но коллекция эта очень большая - в отличие, например, от коллекций музеев европейской части, где находят зубы этих млекопитающих крайне редко. Так что вышеописанный склад костей не паранойя, а самый натуральный фонд музея. Там за цветастыми занавесками на полках и лежат сокровища, откопанные и учёными-археологами, и работягами, прокладывающими кабеля... .
Нашу Матильду - самку мамонта, точнее, её скелет, стоящий в экспозиции новосибирского музея, тоже нашли не учёные, а мальчишки. Летом 1939 года ребятишки Коченёвского района в 60 километрах от Новосибирска, купаясь в речке Оёш, наткнулись на торчащий "корень". Потянули - и вытащили бивень. В этом месте стали вести раскопки и нашли целое животное. Ему не хватало только нескольких рёбер и отдельных элементов стопы (всего костей было найдено 123). Поэтому наша Матильда - экземпляр редкий: как правило, выставленные в музеях мира скелеты мамонтов - сборные, состоят из костей разных особей. Во всём остальном Матильда соответствует стандартам. Высота скелета - 2 м 15 см, и прожила она лет семьдесят (средняя продолжительность мамонтов была 80 лет). Для самки рост у неё нормальный, самцы же гораздо крупнее - 3,5-4,5 м, некоторые экземпляры достигают пяти метров.
Почти сразу собранный на металлических креплениях скелет мамонта выставили в краеведческом музее - тогда он находился в здании на пересечении Свердлова и Красного проспекта. С началом Великой Отечественной войны скелет опять разобрали по костачкам. Он хранился в ящиках, как и другие экспонаты музея, в подвале оперного театра, вместе, в частности, с коллекцией Эрмитажа. В 1948 году Матильду достали на свет божий и собрали опять.
Совет один - копайте!
Последние мамонты вымерли 8-12 тысяч лет назад, однако какой бы они ни были ценностью для современности, в музее есть и более древние палеонтологические находки. Например, трилобиты - членистоногие, первые из которых населяли Землю 550 миллионов лет назад. Вообще, это такая редкость, что и в музее их раз-два и обчёлся. Научный сотрудник музея Валентина Крещик с невероятным трепетом достала из бумаги-кальки "окаменелость", а попросту настоящий камень, в котором, как выгравированный, лежал трилобит. Такого запросто можно носить как украшение-кулон - настолько идеальна его форма. Впрочем, на выставке этого трилобитика вам не увидеть - в экспозиции его нет, потому как это подарок конкретного человека коллеге-палеонтологу. Если хотите заиметь что-то в этом роде, совет один - копайте. Вот и огромный позвонок неизвестного морского животного тоже выставленный в музее, нашли обычные школьники на стройке Челюскинского жилмассива в 1991 году. Так что надежда есть.
Анжелина Дерябина,
«Молодость Сибири» № 40, 2005
СИБИРСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Энтузиазм работников музеев (столь знакомый и понятный участникам экологического движения) – это, то на чём и держатся сейчас музеи по всей России. Экспедиции за свой счёт, работа в выходные, новые стенды и витрины практически из ничего – вам это ничего не напоминает? Люди из отделов природы в краеведческих музеях – это первейшие единомышленники «общественных» экологов. Не избалованные милостью государства, они бескорыстно и увлечённо делятся с посетителями своей любовью к природе и знаниями. Краеведческий музей существует в Новосибирске с 1920 года. В настоящее время он размещается в двух зданиях: на Красном проспекте, 23 находится историческая экспозиция, а на Вокзальной магистрали, 11 – природоведческая. Природоведческая экспозиция Новосибирского областного краеведческого музея знакомит посетителей с геологической историей области, её полезными ископаемыми, рельефом, климатом, почвами, водами, растительным и животным миром.
Площадь музея достаточно велика, экспозиции и выставки занимают несколько залов, в которых есть, как говорится, что посмотреть. Интересна палеонтологическая коллекция, главной достопримечательностью которой является скелет самки мамонта, найденный в 1939 г. в Коченёвском районе, показаны в музее кости и других млекопитающих ледникового периода, а также разнообразные окаменелости. Из современных животных хорошо представлены птицы, прежде всего околоводные, которыми так богат наш озёрный край. Привлекает внимание также коллекция хищных птиц, куриных, дятлов. В залах музея можно увидеть большинство млекопитающих области, начиная от самого маленького – бурозубки крошечной, кончая медведем и лосем. Не последнее место занимают в экспозиции беспозвоночные животные. Среди них не только местные, но и экзотические, например, морские моллюски, ракообразные, иглокожие. К экзотике можно также отнести и достаточно обширную коллекцию полудрагоценных камней, аквариумную выставку с тропическими рыбами.
Звери и птицы представлены в музее в виде чучел и размещены, как правило, в биогруппах, воссоздающих естественную среду их обитания. Беспозвоночные показаны в форме систематических коллекций. Много информации дано на стендах – тексты, рисунки, схемы, фотографии.
Основная форма просветительной работы в музее – это проведение экскурсий по экспозиции. Тематика экскурсий такова: «Природа Новосибирской области», «Птицы нашего края», «Удивительный мир насекомых», «Рельеф, климат, почвы, воды нашей области», «Сезонные явления в природе», «Геология и полезные ископаемые НСО», «Чарующий мир камня», «Путешествие в мир металлов», «Вымершие животные края», «Экологические проблемы города и области», «Аквариум». Наиболее популярная тема – «Природа Новосибирской области», именно её чаще всего заказывают.
Наши экскурсанты – это, в основном, школьники 1–5 классов. Часто бывают группы учащихся техникумов. Экскурсии могут проводиться не только для больших групп (20–30 человек), но и для семьи или даже для отдельных посетителей, если они того пожелают. Заявки на проведение экскурсии делают обычно заранее, по телефону. Нужно отметить, что для групп, состоящих из младших школьников, природоведческая экспозиция музея часто более привлекательна, чем историческая. Это не удивительно, ведь птички, зверьки, бабочки детям понятнее, чем хитросплетения исторических эпох, которыми начинают интересоваться в более старшем возрасте.
Одна из форм просветительной работы – это экскурсия на открытом воздухе. В музее разработана тема «Зеленый наряд города» – рассказ о парках, скверах Новосибирска, об истории озеленения города, о жизни деревьев и кустарников, об их значении для экосистемы города. Экскурсия проводится в тёплый период года в Сквере героев революции, Нарымском сквере или Центральном парке. Попутно идёт рассказ о других наших соседях – травах, птицах, насекомых, которых тоже можно встретить в парке.
Научные сотрудники музея стараются творчески подходить к проведению экскурсий, заинтересовать посетителей. Для маленьких детей в экскурсию включаются занимательные истории или даже сказки. Для ребят постарше – поучительные рассказы, интересные случаи из практики натуралиста; взрослые предпочитают чётко и доступно изложенный, фактический материал. Все, независимо от возраста, любят юмор, без которого экскурсия получается пресноватой.
Отдалённые школы, детские дома, которым трудно организовать поездку в музей, заказывают выездные лекции. Сотрудники музея приезжают к ним с наглядными пособиями – фотографиями, чучелами птиц и зверьков, с коллекциями насекомых и минералов, показывают слайды или видеофильмы. Лекции с показом слайдов и видеофильмов проводятся и в стенах музея, для этого есть специально оборудованный зал. Тематика лекций во многом повторяет экскурсионный цикл – «Природа нашего края», «Удивительный мир насекомых», «Птицы НСО», «Млекопитающие НСО», «Экологические проблемы города и области», «Чарующий мир камня», но есть и чисто лекционные темы: «Растения – наши друзья», «Осторожно, клещ!», «Наши соседи (птицы и звери в городе)».
Ещё несколько лет назад в просветительной работе музея широко практиковался показ слайдпрограмм, но теперь слайды отходят на второй план. Во-первых, в настоящее время изготовление слайдов стало слишком дорогостоящим, во-вторых, организация показа слайдов в условиях выездных лекций – дело весьма хлопотное: нужен экран, затемнение, установка проектора. И, наконец, главное – на смену слайдам пришло видео.
Просветительские возможности видео очень велики. Возможность монтажа, наложения разнообразного звукового сопровождения, показ объектов природы как в динамике, так и в статике (стоп-кадр, пересъёмка на видео слайдов и фотографий из книг), удобство пользования видеоматериалами – всё это представляет небывалые ранее возможности для научно-просветительной работы.
Ещё два года назад сотрудниками музея был задуман цикл видеофильмов «Природа Новосибирской области». Цикл состоит из 20 фильмов, длительность каждого примерно 30 минут. Тематика фильмов включает в себя всё разнообразие проявлений местной природы - геология области, её климат, воды, почвы, природные зоны, фенология, растительный и животный мир. К сожалению, задуманное пока не осуществилось из-за отсутствия денежных средств. Предполагается, что фильмы будут демонстрироваться в музее, на выездных лекциях в школах. Кроме учебных фильмов можно снимать видеоконкурсы, видеоигры экологической тематики. Интересен был бы цикл фильмов-сказок «Экология для малышей», рассчитанный на детский сад и начальную школу, в котором можно использовать элементы кукольного театра, актерской игры. Для ознакомления с музеем жителей отдалённых районов города и области коллекции планируется представить в форме «Видеомузея», т. е. обзорной экскурсии по экспозиции, запечатлённой на плёнку.
Предполагается создание музейной видеотеки, куда войдут различные фильмы экологической тематики. Будут приобретаться готовые фильмы, создаваться своими силами новые. В настоящее время музей располагает несколькими небольшими фильмами о птицах, снятыми одним из сотрудников музея личной видеокамерой, а также природоохранным фильмом «Источник жизни», предоставленным музею общественным комитетом «Спасение Оби», но этого, конечно, мало. Ясно, что для создания качественных фильмов требуется соответствующая техника, а на её приобретение – средства, которых пока нет. Остаются лишь идеи, планы и надежды на лучшее будущее.
Ещё одна важная форма просветительной работы в музее – это проведение музейных мероприятий. Для участия в мероприятиях приглашаются, как правило, учащиеся близлежащих школ. В музее сложилась традиция проведения мероприятий, приуроченных к определённым периодам года: в марте, например, проводится «День птиц», в мае «Здравствуй, музей!» (к международному Дню музеев), в июне - экологическое мероприятие «Земля – наш общий дом», в сентябре – «Неделя знаний», в ноябре – «Здравствуй, зима!».
Помимо календарных, есть мероприятия, которые могут проводиться в любое время года, по заявкам преподавателей, например, мероприятие в экспозиции «Вопрос-ответ», во время которого школьники, проходя по экспозиции, задают вопросы научным сотрудникам. За самые интересные вопросы даются призы. Мероприятие-игра «Кто это? Угадай!» заключается в том, что детям нужно по загадкам, обрывкам фраз, ключевым словам ведущего найти в том или ином зале музея соответствующее животное. Затем научный сотрудник рассказывает об этом животном более подробно. В ходе игры определяются победители.
Пользуется популярностью у школьников и их преподавателей мероприятие с длинным названием «Занимательный поход юных натуралистов по залам краеведческого музея». Школьникам 3–5 класса находящимся в музее, предлагается представить, что они отправились в поход по нашей области. В соответствующих местах экспозиции им ставятся различные вопросы и задачи. За правильные ответы и решения командам начисляются очки. У конкурса-игры есть определённый сюжет, антураж. Ведущие одеты в костюмы путешественников, один из них серьёзный, он изображает учёного, «Знайку», другой – комический персонаж, глупый, но весёлый «Незнайка», строящий из себя учёного-натуралиста. Некоторые небольшие предметы, необходимые по ходу игры (камни, растения, засушенные насекомые, компас и т. п.), заранее спрятаны в укромных уголках экспозиции и извлекаются оттуда по мере надобности, как будто их случайно нашли во время похода. В конце подводятся итоги конкурса-игры, победители награждаются небольшими памятными призами. Прямо в музее разводится «прощальный костёр» – поджигается несколько хвойных веточек, смолистый дымок напоминает о настоящих походах и приключениях – детям это очень нравится.
Разумеется, что через все мероприятия, экскурсии, лекции, проводимые сотрудниками музея, красной нитью проходит тема экологии и охраны природы. Говорится о ранимости экосистем, о необходимости бережного и вдумчивого отношения к ним, о том, что каждый человек при желании может внести свой, пусть и небольшой, вклад в дело сохранения естественной природы. Иногда посетители (обычно это «серьёзные» девочки 10–12 лет) жалеют птичек, бабочек, которых видят в экспозиционных залах, даже обвиняют сотрудников музея в жестокости, в причинении вреда природе. Это звучит наивно и трогательно. Особенно жалеют медвежонка – «Зачем убили?», поэтому экскурсоводы, обычно сразу же, не дожидаясь упрёков, рассказывают историю о том, как этот медвежонок жил в зоопарке, а потом умер от воспаления лёгких. Приходится объяснять, что бабочки, вообще-то, живут совсем недолго, вскоре после откладки яиц погибают, у наколотых на иголки насекомых, «детки сиротами не остаются»; что животные попадают в музей разными путями: птичек, например, часто находят замёрзшими зимой, зверей – сбитыми машиной на лесной дороге; что на самом деле, настоящий, непоправимый вред природе наносит не сбор коллекций, а хозяйственная деятельность человека.
Конечно, показ животных в виде чучел уже, возможно, устаревает. Чучела, влажные препараты вызывают нарекания и с этической, и с эстетической точки зрения. Наверное в будущем появятся другие формы природоведческих экспозиций, более информативные, оснащенные сложной демонстрационной техникой, но пока, по крайней мере, в условиях нашего музея, чучела, коллекции насекомых дают наиболее объективное представление о животных, наиболее подходят для экспонирования.
Часто посетители желают приобрести что-либо на память о музее. Издание музейных брошюр, буклетов, информационных листков – тоже часть научно-просветительной работы. К сожалению, и тут очень многое зависит от денег. Цветные буклеты на лощёной бумаге музею не по средствам, но есть компьютер с принтером, черно-белый ксерокс, а это уже что-то. Как говорится, лучше так, чем никак. В настоящее время на кассе музея можно приобрести краткий географический очерк на английском языке «Природа Новосибирской области», рассчитанный преимущественно на иностранных посетителей, готовится аналогичный русский вариант. Преподавателям, студентам, любителям природы, возможно был бы интересен «Каталог позвоночных животных Новосибирской области», который также готовится сейчас сотрудниками музея. В будущем предполагается издавать различный информационный материал, рассчитанный на все группы посетителей: преподавателей, школьников различных возрастов, иностранцев, семейные группы.
Иногда посетители музея обращаются к научным сотрудникам с просьбой дать информацию о том или ином животном, растении, камне, просят определить их. Часто приносят останки древних животных – зубы мамонтов, различные кости, обычно не имеющие особой ценности. Одни передают их в дар музею, другие просто хотят узнать что это такое, третьи предлагают что-нибудь вроде – «Купите за миллион!». Задача научного сотрудника – определить, рассказать, объяснить. Консультации – это одна из разновидностей просветительной работы с населением.
Бывает, что сотрудники музея выступают по радио, телевидению, в периодической печати. Использование средств массовой информации – это эффективная, «широкозахватная» форма просветительной работы, однако, по разным причинам выступления и научно-популярные публикации получаются не так регулярно, как хотелось бы.
В деле просветительной работы музей плодотворно сотрудничает с другими организациями. Муниципальный детский клуб «Эврика» имеет свой уголок в экспозиции музея. С этим клубом, а также с общественным комитетом «Чистая Обь» регулярно проводятся совместные мероприятия. Поддерживается связь с Областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, с Экоклубом НГУ. Особо тесное сотрудничество сложилось у музея с зооцентром «Наутилус», который, арендуя помещения музея, содержит аквариумную выставку, оказывает большую помощь в оборудовании экспозиции. В будущем, совместно с «Наутилусом» планируются различные познавательные программы и мероприятия, связанные с популяризацией аквариумистики, комнатного цветоводства. Знакомство посетителей с экзотической природой позволяет лучше понять свою, местную. Как известно, всё познается в сравнении.
А.Л. Мугако
«Сибирский экологический вестник» № 11-12, июль 1998 г.
Почти каждый выходной Коля Балацкий выезжает за город – в лес: посмотреть, послушать природу, подышать свежим воздухом. Но главное – встретиться со старыми знакомыми – птицами. Любовь к пернатым пришла к парнишке в шестом классе, когда однажды весной в берёзовой роще он увидел колонию дроздов. Гнёзда были всюду: на деревьях, кустах, в траве. Тогда мальчик сделал первый снимок и первую запись в блокноте…
Весной прошлого года Коля приметил, что в старом вороньем гнезде поселилась пара ушастых сов. Правда, наблюдать за ними приходилось только в выходные дни – среди недели нельзя было пропускать занятия в школе. Но и редкие наблюдения приносили много интересного, открывали мир нового, неизведанного.
Во время кладки яиц совы очень боязливы. При появлении человека сова «бегает» в гнезде и улетает. Сколько сообразительности и осторожности потребовалось Коле, чтобы незаметно подбираться к гнезду и часами, затаив дыхание, наблюдать за совой, вести записи, фотографировать. Особенно трудно пришлось, когда в гнезде появились совята. В это время совы-родители очень агрессивны. Стоило подойти к гнезду, как они, резко щёлкая клювами, бросались навстречу.
Большую помощь юному краеведу оказал сотрудник Новосибирского краеведческого музея Михаил Михайлович Зоркий. Его беседы о том, как изучать повадки птиц, фиксировать их прилёт, устройство гнёзд, начало и окончание кладки, выведение птенцов, заботы о потомстве, ещё больше увлекли парня…
Коля достаёт одну за другой большие и маленькие картонные коробки, в которых размещены коллекции яиц всевозможных пернатых. Показывает чучела птиц, белки. И каждый вид обозначен номером, на него заведена карточка, где записаны данные наблюдений. На всё это уходит уйма времени, - рассказывает Коля, - даже в школе по физике немного отстал, сейчас приходится навёрстывать, ребята в классе помогают…
Он открыл большую плоскую коробку, в которой оказались сотни разнообразных бабочек. Вот этих, - показывает юннат, - я вывел сам. Осенью в лесу собрал несколько взрослых гусениц ночной бабочки, чтобы вести наблюдения за их развитием. В аквариум насыпал песку и поместил в него гусениц. Кормил их берёзовыми, осиновыми листьями, иголками сосны, разными травами. К зиме гусеницы зарылись в песок, а весной куколки начали лопаться, и из них стали выходить бабочки. Без крыльев, мокрые, беспомощные, они ползли по стенке аквариума вверх. За какие-то полчаса-час у них отрастали крылья, и бабочки готовы были лететь…
За последние два года во время летних каникул ученик школы № 110 Николай Балацкий побывал в экспедициях Биологического института СО АН СССР на озере Чаны и в Хакассии. В каждой поездке научные сотрудники зоологи Олег Викторович и Нина Петровна Григорьевы и энтомолог Юрий Петрович Коршунов помогали ему обогатить знания. Особенно примечательным был минувший год. Из экспедиции Николай привёз для краеведческого и школьного музеев коллекции насекомых, жуков, бабочек, около 15 чучел птиц. Выполнил много фотографий. Подготовил интересные записи наблюдений за гнездованием птиц в разные периоды. Записал на магнитную ленту более двух десятков голосов разных птиц: коноплянки, зяблика, кукушки, чечевицы и других. Зоология и особенно орнитология, - признаётся Николай, - это моё призвание. Мечтаю, окончив школу, поступить в Томский университет на биологический факультет.
На снимке: любимому увлечению Николай Балацкий посвящает всё свободное время.
А. КИСЕЛЁВ.
«Вечерний Новосибирск» № 89 (4339), 15 апреля 1972г.