КАРТА BALATSKY.RU ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

ПРОГУЛКА С ГЕНИЕМ

Новосибирский учёный и писатель Евгений СИНИЦЫН знает, как не дать погибнуть Моцарту в ребёнке. С гениями он накоротке. Ему известно, в чём черпал вдохновение Бетховен, почему погиб на дуэли Эварист Галуа и какие цвета чаще всего «слышал» Поль Сезанн. Синицын словно нашёл заветный «золотой ключик» от двери в творческую лабораторию великих, невзирая на стереотипное табу: «гений - это божественный дар, постичь который невозможно».

Вместе с дочерью Олесей (редкий во все времена авторский тандем - отец и дочь) Евгений Синицын всё же попытался невозможное сделать возможным, написав книгу «Тайна творчества гениев». В своей книге Синицыны шаг за шагом следуют за великими людьми и пытаются уловить закономерности во всём, что составляет «творчество ГЕНИЯ». Иначе - просто срывают с гениальных творцов маски, обнажая суть явления.

Маска, я тебя знаю!

Все гении рода человеческого произошли от Гениуса (лат. genius). В древнеримской мифологии так назывался добрый или злой дух - покровитель человека. Видимо, впоследствии силой влияния этого духа и объясняли люди наличие у какого-то человека необычайных творческих способностей. Сколько было, есть и будет гениев в истории человечества, никто не знает. «По теории вероятности и по нашим расчётам, - говорит Евгений Синицын, - один гений приходится на шесть миллионов человек».

Если, конечно, не считать сонмы непризнанных гениев, с которыми каждый из нас, простых смертных, хоть раз да сталкивался в своей жизни. Они изобретают вечный двигатель, цитируют всякому встречному свой очередной шедевр типа «служил Гаврила хлебопёком» и, малюя лубочные берёзки, высокомерно поносят Дали…

- Как определить: гений или не гений? Ещё Байрон отметил, что достаточный признак гениальности - только бессмертие. Есть бессмертие - гений, нет бессмертия - извините. Вот четыреста лет прошло, а Вивальди все играют. Но как измерить гениальность? Мы рискнули - в нашей книге впервые в мире построена теория гениальности. Мы нашли восемнадцать факторов гениальности: это вдохновение, фантазия, воображение, стремление к превосходству, спонтанность, сосредоточенность, универсальность, новизна, красота, навязчивый образ и другие факторы.

С логарифмической линейкой и прочими мерительными приборами к великим не подойдёшь: сколько у Ньютона спонтанности, а у Микеланджело - воображения, считает автор новой мировой теории, не определит ни одно суперсовременное устройство. Открытие Синицына - теория структурно-осевой психологии, с помощью которой и можно проникнуть в тайны творчества гениев, - лежит на стыке кибернетики и психологии. Каждый человек имеет индивидуальный автономный психонейрофизиологический комплекс, а одним из его важнейших элементов является сознание и бессознательное с запечатленными в них информационно-смысловыми структурами.

Так вот, грубо говоря, у гения и у простого человека эти самые индивидуальные психонейрофизиологические комплексы отличаются, как небо и земля. Это сакраментальное отличие и лежит в глубине пропасти, обычно отделяющей гения от всего остального мира.

Взять хотя бы фантазию и воображение, например, Достоевского и какого-нибудь господина Пупкина. Вполне возможно, что и последний обладает изысканным даром фантазии, но от этого никому ни жарко, ни холодно. А вот гениальное воображение автора «Идиота» и «Братьев Карамазовых» полтора века приводит в движение умы и сердца миллионов людей по всему свету. Хотя при жизни гении чаще получают от современников нелицеприятную критику или, что ещё хуже, - полное равнодушие. Человек с неразвитыми информационно-смысловыми структурами, говорит автор, просто не в состоянии понять и оценить масштаб личности гения и его творений. Вот почему, как считал Ницше, «всякий гений носит маску», чтобы защититься от «презренной толпы».

Поэты и пророки.

Как Данте, спустившийся в ад, взял в поводыри Вергилия, так Синицыны, отправившись на прогулку с гениями, прочно ухватились за полу плаща великого швейцарца Карла Юнга, основателя аналитической психологии. «Юнг - это наше всё! - восклицает Евгений Синицын. - Мы развили его теорию психологических типов и открыли в человеке новую психическую систему - это не удалось сделать ни одному психологу в мире: ни Фрейду, ни Фромму, ни Олпорту, никому».

Юнг утверждал: самое главное отличие гения от обычного человека - он творит за счёт бессознательного. «Своего “Пророка” Пушкин как написал? В 27 лет невозможно быть таким мудрым! Он черпал импульсы из коллективного бессознательного, а это символы, архетипы, то, что накоплено человеком за тысячелетия, - вслед за великим швейцарцем констатирует новосибирский учёный. - Пушкин в “Пророке” предвосхитил теорию Юнга, каждая метафора поэта - интерпретация теории Юнга. Это за двести лет до её создания!»

Гении - почти всегда пророки. Теория групп, открытая гениальным французским математиком Эваристом Галуа, погибшим на дуэли в 21 год, получила развитие в науке только через 100 лет после его смерти.

Гении, как правило, одержимы творчеством. Невозможно объяснить здравым смыслом невероятную продуктивность работы Леонардо да Винчи и Микеланджело, Ньютона и Лейбница, Баха и Моцарта, Гёте и Байрона. Когда Ньютона спросили, как ему удалось открыть законы всемирной механики, он ответил: «Думаю об этом денно и нощно».

Гении универсальны. Арабский поэт Омар Хайям был математиком, астрономом, философом, астрологом и царедворцем. Немецкий учёный Гельгольмц добился научных высот как врач, физиолог, физик, математик, механик. А наш великий Михаил Ломоносов?! Его достойный потомок в науке и тёзка Михаил Лаврентьев, математик и механик, стал научным реформатором, основателем Сибирского отделения РАН. Кстати, ему посвящена отдельная глава в книге.

Что примечательно: гении с пелёнок подозревают, что они чем-то отличаются от других. «Ещё с самого нежнейшего возраста у меня обнаружилась порочная склонность считать себя не таким, как все прочие простые смертные. И посмотрите, как блестяще мне это удаётся», - писал в зрелости испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали.

Бытует, правда, одна расхожая гипотеза, появившаяся с лёгкой руки Чезаре Ломброзо: мол, все гении «немножко того». И отчасти небезосновательно - биографии гениальных людей пестрят поступками на грани безумия, а порой они действительно сходят с ума, кончают жизнь самоубийством, стреляются и погибают на дуэлях. Самый популярный пример: французский художник Ван Гог, написавший «Автопортрет с отрезанным ухом».

От ума - одно горе!

Быть гением - и великое счастье, и тяжкий крест. Изнутри снедают собственные страсти и навязчивые образы, извне - пожирает зависть коллег и невнимание непосвящённых. «Они любить умеют только мёртвых», - устами своего Бориса Годунова сказал Александр Пушкин о людях толпы.

И этот механизм взаимоотношений гения и массы раскрыли и описали Синицыны в своей книге. «Масса всегда будет гения уничтожать, - заключает Синицын. - Философ Ортега сказал: есть народы, которые гениев чтят и тянутся за ними, и тогда эти нации процветают. Если не тянутся - то всё, как в России. У нас ещё Грибоедов написал: «Горе от ума». Россия - почти всех уничтожает. А поэтам гениальным вообще нельзя жить! Россия всех гениальных поэтов выкосила. Прямо терпеть не можем - не дай Бог поэт уродится! Косим!» Солнце нашей поэзии выразилось однажды ещё пронзительнее: «Угораздило же меня родиться в России с умом и талантом!»

А потому в любом обществе гении всегда будут пребывать в одиночестве. Гениям хорошо только в сообществе друг друга, хотя эта дружба может отстоять во времени на многие десятки и сотни лет. Но даже и на одном временном отрезке двум величинам непросто сойтись, как бы они ни понимали величие другого, но фактор «стремление к превосходству» будет мешать. История знает разные примеры: восхищение творчеством друг друга (Пушкин и Гоголь), открытое соперничество (Леонардо и Микеланджело), поддержка в трудную минуту (Лист - Вагнер). Есть даже такое утверждение: гении - одна семья. Гений опирается на гениев и черпает в них свою силу.

На презентации книги «Тайна творчества гениев», прошедшей в ГПНТБ, авторов спросили: а можно ли, пользуясь их открытием, так сказать, «выращивать» гениальных людей? Хотя, судя по биографиям великих, вряд ли какому родителю захочется, чтобы их чадо прошло такой непостижимый путь. Но тем не менее - дети и гении очень похожи.

«В каждом ребёнке есть признаки гения, - утверждает Евгений Синицын. - Спонтанность, фантазия, воображение, увлечённость, сосредоточенность, вдохновение, целостное восприятие мира, высокая скорость познания окружающего... Но система топчет, и это всё исчезает. Современная система образования построена на подавлении личности. Она задействует рациональный подход: знания выше чувств. Однако важно не накачивать в ребёнка знания, которые убивают эти характеристики гениальности, а наоборот - развивать их. А современная школа - убивает. Чем больше давит знаниями, тем больше убивает».

Ещё лет двадцать назад Евгений Синицын придумал метод интегрированного обучения математике. За небольшой срок первоклашки, например, осваивают не только математические азы, но и быстро начинают щёлкать задачки за второй, третий и даже четвёртый классы. В первые годы метод Синицына взяли на вооружение многие новосибирские школы, результаты получались удивительные. Но, как и многие педагогические новаторские тенденции той поры, вскоре это сошло на нет. Сейчас отдельные элементы метода продолжают использовать отдельные учителя-энтузиасты, лишь в школе № 200 синицынскую методику поставили на поток.

Почему, считает Синицын, так важно воспитывать если не гениальных, то талантливых людей? «Нетворческая страна обречена. Вы посмотрите, сейчас весь мир сделал ставку на человеческий капитал. А мы?». А мы продолжаем ставить для страны цель - увеличить некий мифический ВВП. Но без «увеличения» человеческого «продукта» никакой ВВП вперёд не продвинется. Это никак не могут понять наши правители. Может, стоит послать им книгу Олеси и Евгения Синицыных «Тайна творчества гениев»?

О всех гениях нашей планеты смотрите на специальном ресурсе: WWW.100-GENIEV.BIZ.